бюро независимых экспертиз


ОГРАНИЧЕНИЕ 1: Неумение управлять собой

Фабрика работала плохо. Из-за международной конкуренции, спада в мировой экономике и сужения внутреннего рынка прибыльность была низкой. Генеральный директор Джордж Смит отдавал работе все свое время, рано приезжал, задерживался допоздна, брал работу на дом, метался с одного совещания на другое в горячке менеджерской активности. Каждый вечер он возвращался домой лишь для того, чтобы просматривать документы, писать отчеты, а потом, совершенно истощенный, сидел перед экраном телевизора, уставившись в статью в управленческом журнале. Хотя он и обсуждал с женой планы на отпуск, приходилось постоянно откладывать его, чтобы справиться с очередным «кризисом». Поначалу жену сердила поглощенность Джорджа своей работой, но, не сумев повлиять на его поведение, она впала в состояние молчаливого осуждения.

Стиль работы Джорджа был логическим и четким, а его внешний вид - как раз наоборот. Он был бледным, с излишним весом, постоянно; ерзал или постукивал пальцами по первой попавшейся поверхности. Он непрерывно курил и позволял себе носить мешковатую, грязную и потертую одежду.

Его всепоглощающей страстью была менеджерская компетентность, и свои редкие свободные часы он посвящал чтению лекций студентам по проблемам управления. Однажды он услышал, как его называют «работоголиком», но не придал этому значения, счев это поверхностным суждением безответственных и неумелых сотрудников. В то же время ему приходилось напрягать все силы, чтобы успевать за безжалостным графиком своей работы. Один из его близких сказал: «Джордж отдает работе слишком много и совершенно не заботится о себе. Боюсь, он может сорваться». Поэтому коллег Джорджа не удивила весть о том, что он попал в больницу с сердечным приступом.

Джорджу повезло: он выздоровел и вернулся к работе. Но он вернулся с изменившимся отношением к ней и жизни. Он сказал: «Я по-прежнему хочу работать и добиваться результата, но не собираюсь обращаться с собой как с машиной». Только почти расставшись с жизнью, он научился по-другому относиться к себе.

почему всем РУКОВОДИТЕЛЯМ необходимо уметь УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ

В работе руководителей много привлекательного. Они имеют возможность развивать свои умения и сильные стороны, а также получать удовольствие от новых ситуаций и нового опыта. В хорошо управляемой организации роль менеджера полна достоинства и силы. Большинство менеджеров считают свою работу захватывающей. Однако, если бы организационные процессы и события всегда развивались последовательно и по плану, менеджеры вообще были бы не нужны. Роль менеджера неизбежно включает в себя работу со сложными проблемами и выбор в условиях неясных перспектив. Это напряженная работа, и каждый менеджер часто испытывает стрессы.

Работа жаждет всей энергии человека, полной поглощенности ею и может выжать из руководителя всю его непосредственность, творческую силу, лишить его жизнь радости. Кому-то удается управлять собой, несмотря на трудности, другие же не выдерживают борьбы со стрессами, истощением, деморализацией и даже заболевают. Точно как в пословице «Сапожник всегда без сапог», руководители часто не следят за собой с тем же рвением, с каким они отдаются достижению своих рабочих целей. Внимание отдельных менеджеров, таких как Джордж Смит, может настолько быть поглощено важностью их работы, что на службе своей организации они подрывают собственное здоровье и жизненные силы.

Даже если менеджер вынужден пренебрегать собой, долгосрочный эффект от этого часто серьезен. Возникает угроза разрушения здоровья, ухудшения отношений в семье, возрастания стрессов, личной неудовлетворенности и, неизбежно, неудач в работе. Джордж Смит понял: чтобы предотвратить саморазрушение, требуется эффективно управлять собой. Чтобы управлять другими, нужно сначала научиться управлять собой.

ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОБОЙ?

Этот раздел можно озаглавить «Забота о менеджере и поддержание его работоспособности», поскольку здесь предпринимается попытка установить, как с успехом удовлетворить требованиям жизни руководителя. Управление собой - сложная задача, поэтому полезно определить характерные черты руководителя, хорошо управляющего собой. Следующий ниже список открыт - добавьте в него все, что вы считаете важным для себя.

Все аспекты управления собой взаимосвязаны, но для удобства мы исследуем проблему с четырех точек зрения: 1) поддержание физического здоровья, 2) рациональное распределение сил, 3) преодоление трудностей, 4) рациональное распределение времени.

ПОДДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Было время, когда каждый усердно тренирующийся человек становился объектом едких замечаний со стороны осанистых господ, попыхивающих сигаретами над бокалами джина с тоником. Современные руководители куда лучше понимают необходимость поддержания физической формы. Изменилась мода, и сейчас просто неудобно признать, что вы не играете в теннис, не плаваете, не бегаете по утрам, не ходите в сауну или не имеете яхты. Уже столько написано о различных видах спорта и способах делать зарядку, что излишне повторять это здесь. Однако практический опыт и наблюдение за менеджерами, хорошо управляющими собой, убедили нас в содержательности следующих принципов.

Следите за своим весом. Удачливому и занятому руководителю предоставляется масса возможностей слишком есть и пить. Избыточный вес убийствен. Если у вас избыточный вес, очень важной задачей для вас становится выбор здорового образа питания. Существуют специальные организации, книги и специалисты, профессионально обучающие тому, как управлять собой в вопросах питания. Делайте упражнения, которые вам нравятся. Наши тела предназначены для работы, и без нее они слабеют. Большинство видов управленческой работы позволяет использовать лишь часть потенциальных возможностей организма, поэтому для менеджера необходимо выбрать способ тренировки и постоянно к нему прибегать. Однако по опыту мы знаем, что, не ощущая удовольствия и радости, трудно настойчиво продолжать тренировки. Поэтому вам необходимо отыскать такой вид деятельности, который доставлял бы вам удовольствие и обеспечивал поддержание здоровья.

Балансируйте свои нагрузки. Одни виды деятельности истощают силы, другие их восстанавливают. Здоровье – это вопрос равновесия, поэтому для менеджеров важно не допускать несбалансированности своих нагрузок. Выбирайте такие виды деятельности, которые совместно обеспечивают наполненную и разнообразную жизнь. Праздники необходимы, потому что они дают возможности, которые просто не встречаются в ходе обычной деловой жизни.

Избегайте вредных привычек. Менеджеры подвержены многим распространенным пристрастиям. Наиболее известны табак и алкоголь. И то и другое опасно для здоровья, и риск возрастает с ростом их потребления. Многие заядлые курильщики озабочены тем, чтобы «бросить», но трудность в том, что они не знают, как расстаться с давней привычкой. Основа умелого управления собой - контроль своего поведения. Ради этого придется расстаться с ненужными привычками, и, поступая так, вы больше узнаете о самом себе.

Будьте разумны в путешествиях. Многие менеджеры часто ездят по стране или по миру, испытывая физические нагрузки и стрессы. Так как путешествие может быть крайне выматывающим и продолжительным, отправляясь в него, следует экономно относиться к своим силам. Если уж поездка действительно необходима, задайтесь вопросом: «Какой из возможных способов путешествия наименее тяжел, сбережет больше времени, наиболее продуктивен и приятен?»

Проживание в гостиницах - это еще одна потенциально стрессовая ситуация. Имея дело с большим количеством людей, персонал большинства современных отелей зачастую оказывается незаинтересованным в том, чтобы было удобно каждому. Составление планов на будущее и использование навыков влияния на окружающих (Ограничение 7) может помочь вам получить именно то, что вам нужно.

Наш опыт в обсуждении проблем управления собой с менеджерами свидетельствует, что принципы быстро усваиваются, но реальных изменений добиться труднее. Один руководитель так высказался по этому поводу: «Все эти разговоры о здоровье очень хороши, но главное в том, чтобы каждый действительно сам проникся заботой о своем состоянии. Если вы реально не заинтересованы в самом себе, все самые лучшие в мире советы "будут отскакивать как горох от стенки".

РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ

Человеческую энергию можно описать как потенциальную способность к восприятию, развитию и достижения. Некоторыми она воспринимается как конечный ресурс, подобный топливу в бензобаке; они думают, что конец наступает, когда оно кончается. Но человеческая энергия - это более сложное явление.

Молодые на самом деле обладают большими силами, пожилые - в общем меньшими. Также справедливо, что одни быстро растрачивают свои силы, другие на протяжении всей жизни сохраняют энергичность и активную жизненную позицию. Эти наблюдения свидетельствуют, что человеческая энергия наряду с физическими имеет психологические источники. Энергичность человека уменьшается или увеличивается по эмоциональным причинам.

Энергия и эмоции

Психическую энергию можно использовать в позитивном направлении, а можно - в негативном и разрушающем. Можно подорвать эффективность работы других, подавляя или унижая их, и можно блокировать рост своей эффективности, подавляя или не признавая свои чувства.

Многие менеджеры неспособны или не желают считаться со своими чувствами. Они отвергают эмоции как досадную помеху - нежелательное вторжение в деловой мир. Многие эмоции они считают отрицательными и были бы рады их исключить их из своей деловой жизни: гнев, страх, ревность, самоумаление, ранимость. Эмоции, которые они признают (и причины, по которым они считают их полезными и положительными), включают следующие:

Волнение: поскольку оно стимулирует активность;

Сопереживание: поскольку оно делает управление гуманным;

Заинтересованность: поскольку она помогает продвигаться вперед;

Любопытство: поскольку оно помогает осваивать новые сферы; и

Уверенность: поскольку она добавляет солидности и изящества усилиям работников.

Опытные люди ценят все свои чувства и не боятся, например, выразить разочарование или гнев при потере контракта или расстроиться оттого, что уходит ценный сотрудник. Те же, кто стремится избежать выражения чувств, не дают разрядиться напряжению, неизбежно накапливающемуся в жизни руководителя. Подавляя часть своей природы, они могут уменьшить уважение к себе, поскольку ведут себя как «полагается», а не как им хотелось бы.

Бывает, что руководитель обладает развитой способностью выявлять и решать проблемы и в то же время в эмоциональном отношении остается ребенком. Это может стать серьезным недостатком, так как управленческая деятельность требует эмоционально зрелых людей. Один из способов изучения эмоционального развития связан с оценкой чьей-либо «силы». Про некоторых менеджеров говорят: он - «слабый», «пустой», «мелкий», «сырой», используя слова, характеризующие людей, которым не хватает уверенности в себе. Способность действовать уверенно, энергично и изобретательно требует эмоциональной зрелости, которую можно определить как умение идти навстречу острым ситуациям, эффективно с ними справляться, не переживать из-за своих действий и знать, как их улучшить в следующий раз. Научиться эффективно использовать и наращивать свои силы - сложная задача, но мы предложим вам некоторые рекомендации, которые уже пригодились другим.

Стремитесь изучить себя. Два важных фактора личности менеджера часто ограничивают его энергию и силы. Во-первых, менеджер, подавляющий свои эмоции, стремясь вести себя не так, как было бы откровеннее, а так, «следует», может лишиться природной уверенности. Во-вторых, силы менеджера могут быть заблокировав чем-то, что не получило решения когда-то в его ранние годы. Нужно изучить влияние детских переживаний раскрепостить свою личность.

Не бойтесь выражать свои чувства. Трудно переоценить значение выражения своих чувств для поддержания здоровья и сил человека. Необходимо переживать, признавать и выражать свои чувства. Не выражая их должным образом, человек часто ощущает себя расстроенным даже не зная отчего. У него затруднены отношения окружающими, ухудшаются результаты, сокращается полнота ощущений от жизни.

Добивайтесь установления тесных личных отношений с окружающими. Общение с окружающими - это естественный и эффективный способ разрядить напряжение, получить поддержку и достичь гармонии в отношениях. Для большинства людей самые глубокие чувства - это те, которые связаны с окружающими, и личные отношения с ними питают жизненную энергию человека.

Ищите вызов. Успех обычно увеличивает способность конструктивно использовать свою энергию. Многие наслаждаются, преодолевая трудности и «побеждая» вопреки препятствиям. С другой стороны, слишком большие трудности могут вызвать и обязательно вызовут истощение сил и угнетенное состояние, поэтому руководителям необходимо тщательно выбирать новые нагрузки, чтобы расширить свои возможности, а не подорвать их.

Спокойно принимайте свои неудачи и учитесь на них. Ошибаться и терпеть неудачи – это, видимо, неизбежно, так же как и вспоминать их потом с чувством глубокого сожаления. Однако неудачи дают возможность лучше узнать себя самого и исправить свои действия в будущем. Признание неудач – это необходимая составная часть человеческого опыта.

Оцените, чего вы стоите. Руководители должны вырабатывать реалистичное, но и оптимистичное отношение к себе. Раз уже негативное существует, с ним необходимо считаться, но положительное чувство собственной ценности должно выражаться свободно. Чтобы чувствовать положительный настрой, необходимо ощущение успеха, и менеджеры должны учиться ценить себя. Для этого необходимо время от времени праздновать свои удачи.

Наблюдение за собой - важный способ изучения своих сил. Руководители, желающие оптимально использовать свою энергию, должны действовать:

Второе - выявление психологических барьеров – наиболее трудно, поскольку каждый человек привыкает работать на определенном уровне нагрузок и затрат энергии. Необходимо разрушить привычные образцы и заставить себя действовать с большей затратой сил. Это требует времени, но, позволив себе выражать волнение, заинтересованность, другие чувства и свободно следуя им, можно многого добиться. В результате можно более четко идентифицировать и оценить все то, что мешает вам в работе.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ

Люди очень по-разному реагируют на затруднения. В то время как один может страшно расстроиться, потеряв часы, другой спокойно справляется с серьезной международной кризисной ситуацией, не чувствуя никакого потрясения. Полезно поразмышлять над влиянием затруднений на действия людей. Во всякой управленческой работе они время от времени возникают, но вот когда руководитель говорит, что он «в затруднении», это обычно означает, что он чувствует себя неспособным подобающим образом справиться со своими обязательствами и требованиями ситуации.

Медики заинтересовались реакцией людей на затруднения и начали исследовать стрессовые проявления человека. Из их сообщений следует, что мы живем во времена возрастания стрессовых нагрузок. Большинство показателей стрессов и напряжений постоянно возрастает, в особенности вызванная ими заболеваемость. Во многих западных странах каждый пятый в тот иной момент своей жизни вынужден обращаться за медицинской помощью в связи с нервными заболеваниями.

Словом «стресс» обычно описывается ощущение внутреннего давления с такими психическими проявлениями, как затрудненное дыхание и увеличение мускульного напряжения. Иногда организм реагирует на перегрузку изменением характера мозговой активности. Поскольку люди под влиянием стресса становятся более уязвимыми по отношению к ежедневным затруднение качество их работы снижается. В крайне стрессовой ситуации человек может становиться рассеянным просто сдается и избегает нагрузки хотя бы мысленно. Полезно, однако, знать, что стресс - это реакция человеческого организма и в определенной степени ею можно управлять.

С другой точки зрения, стресс полезен, поскольку стимулирует активность. Недостаточная нагрузка и нехватка острых ситуаций также могут привести к появлению личных проблем. Большинство людей нуждается в определенном уровне нагрузок, чтобы действительно заинтересоваться, и многие достигают в работе наиболее ценных результатов, испытывая затруднения. Есть данные, свидетельствующие, что недостаточное напряжение приводит к ухудшению морального состояния, низкой эффективности работы и нехватке самоуважения. Идеальная ситуация достаточно остра, чтобы стимулировать активность, но не предъявляет избыточных требований. В качестве примера приведем выбор инструктора человеком, желающим научиться катанию на лыжах. Слишком требовательный и грубый инструктор может вызвать страх и желание прекратить обучение, но ленивый инструктор не создает достаточной заинтересованности. Начинающему требуется такой стиль обучения, такие препятствия и поддержки, чтобы возникало здоровое напряжение и желание развивать свое умение.

Разница в реакциях людей на одни и те же потенциально стрессовые ситуации заставляют исследователей углубляться в изучение причин, по которым одни менее подвержены стрессам, чем другие, в ситуациях, когда внешние требования примерно одинаковы. Медики обнаружили, что люди, относительно менее восприимчивые к порождающим стресс проблемам, избирают образ жизни, позволяющий им легко справляться с предъявляемыми к ним требованиям. Для тех, кто успешнее других управляется со стрессом, характерны следующие черты.

  1. Они способны откладывать проблемы до того момента, пока не окажутся в состоянии справиться с ними. Напротив, подверженные стрессам зачастую не могут отвлечься, продолжая вращаться в круге проблем, волнуются из-за маловероятности возможностей.
  2. Они специально расслабляются для того, чтобы дать отдых телу и уму от физических и психических нагрузок борьбы со стрессом. При этом часто прибегают к перемене типа нагрузок, например к интенсивным физическим занятиям или, наоборот, спокойным расслабляющим упражнениям.
  3. Они способны бросить общий взгляд на события своей жизни, не теряя широкой перспективы и не утопая в мелких деталях ситуации.
  4. Им удается управлять, развитием стрессовых ситуаций, осуществляя реалистичное планирование и вмешиваясь в них так, чтобы не дать стрессу поглотить себя. Они имеют ясное представление о вероятном направлении развития событий и не теряются при возникновении проблем.
  5. Они идут навстречу проблемам и готовы иметь дело с трудностями или неприятными вещами.
  6. Они знают свои возможности и не позволяют себе перенапрягаться. Они знают, что определенный уровень нагрузок полезен и действует возбуждающе, но избыточные нагрузки рискованны и на них можно идти, только осознавая это.
  7. Они не дают себе погрязнуть в состоянии депрессии, но предпочитают установить причину проблемы, чтобы затем взяться за ее решение. При этом они открыто и умело выражают свои чувства, работая над устранением всех возникающих затруднений.
  8. Они способны идти на потерю популярности. Многие из тех, на кого сильно влияют стрессы, растрачивают большую часть своих сил на беспокойство по поводу того, что думают окружающие. Те же, кто хорошо справляется со стрессом, не слишком тревожатся, если окружающие не одобряют их поступки.
  9. Они не заставляют себя следовать крайне жестким планам, которые вряд ли можно выполнить. Это суть профессионального отношения, позволяющего не оказываться в состоянии постоянной борьбы за выполнение нереальных обязательств.
  10. Они активно ограничивают степень своей вовлеченности в работу. Будучи готовыми посвятить значительные усилия достижению цели, они поддерживают сбалансированное отношение к разным сферам жизненной активности.

Часть приведенных характеристик представляет собой жизненные позиции, часть - навыки в решении проблем. Наиболее важна способность менеджера ясно и объективно оценивать требования работы и творчески подходить к решению проблем. Некоторые считают, что этого легче добиться, если использовать методы, позволяющие расслабиться. Основа этих методов - в познании процессов, происходящих внутри вас, и сознательно создании состояния покоя в ваших мыслях и чувствах. Расслабление восстанавливает силы тела и успокаивает ум необычайно быстро.

РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Некоторые руководители выполняют значительный объем работы в ограниченные сроки, другие жалуются что не могут достичь определенных результатов из-за «недостатка времени». Для последних возможность учиться более эффективно и разумно распоряжаться временем поистине драгоценна.

Учиться эффективно использовать время следует начинать с понимания того, куда оно у вас уходит. Без полного представления о вашей ежедневной работе нет никаких оснований для внесения изменений. Начав изучать использование своего времени, вы, вероятно, придете к некоторым из следующих оценок:

Как говорится, «то, как мы используем наше время, говорит о том, кто мы», и те же факторы, которые снижают эффективность в использовании времени, подрывают нашу общую эффективность.

Ключ к улучшению использования времени - это осведомленность. Недавно в спортивном мире были выработаны методы, позволяющие развивать навыки самосознания с куда большей точностью. В качестве примера нового метода проведем сравнение подходов двух инструкторов, обучающих катанию на коньках.

Джека убедили пойти покататься на коньках вместе с детьми. Поскольку он до этого ни разу не стоял на коньках, он решил взять несколько уроков. Его первый инструктор постоянно давал указания, исправлял ошибки и старался учить так, как это делают другие. На втором уроке у Джека был другой инструктор, сосредоточивший свои усилия на том, чтобы помочь ему понять, что происходит, когда тот делает на льду те или другие движения. Этот инструктор задавал вопросы типа следующих:

Второй инструктор помогал Джеку лучше понимать последствия различных движений и учиться, опираясь на возрастающее осознание того, что с ним происходит. В результате создавалась обратная связь с уже накопленным опытом, что, конечно, лучше, чем учиться только на жестких указаниях.

Наблюдать за затратами своего времени и оценивать, действительно ли эти затраты соответствуют вашим нуждам, можно с помощью вопросов, сходных с теми, какие задавал Джеку инструктор:

Обратите внимание: эти вопросы служат лишь для получения информации, не для вынесения суждений. Если вы не удовлетворены собой, ваши суждения могут затруднить процесс обучения и внесения изменений. Куда более полезно просто посмотреть на то, как вы тратите время, и собрать эти наблюдения. Это мало-помалу повлияет на вашу самооценку, и перемены произойдут сами собой. Ключом к такому методу наблюдения за собой и обучения является самоосознание.

ВРЕМЯ И СИЛЫ МЕНЕДЖЕРА

У многих руководителей возникают проблемы с распределением времени: столько всего нужно сделать, что вполне можно было бы работать по двадцать часов ежедневно. Однако те, кто умеет им эффективно распоряжаться становятся крайне скрупулезными, «вкладывая» свое время; они постоянно задают себе следующие вопросы:

Идея, неявно содержащаяся в термине «вклад времени», крайне полезна. Относитесь к своему времени так же, как удачливый вкладчик капитала обращается со своими акциями. Проблемы в том и другом случае похожи. Инвестор не может иметь вклады всюду и поэтому выбирает определенные капиталовложения, так распределяя свои инвестиции, чтобы общий эффект был наибольшим. Точно так же и менеджер располагает ограниченным количеством времени и должен, вкладывая его, максимизировать свои результаты.

Удвоение

На идею «Не могу ли я делать также что-либо еще?» нас натолкнули удачливые руководители, ухитряющиеся «угнаться за двумя зайцами». Мы развили ее дальше и разработали метод, который назвали «Удвоение». Целью «Удвоения» является сознательное использование времени для выполнения не одной, а нескольких задач сразу. Например, поездку по железной дороге можно использовать для чтения технического журнала, а послеобеденная беседа может пригодиться для опробования ваших взглядов или для того, чтобы научиться чему-либо у окружающих. Поскольку каждый момент времени может использоваться для выполнения нескольких задач, нужно четче представлять себе те возможности, которыми вы располагаете. «Удвоение» может стать полезным и в управлении, и в обычной жизни.

рациональное распоряжение временем

Для руководителей, рационально распоряжающихся временем, характерны четыре общих черты:

  1. Они бережливо относятся к своему времени, осознавая, то это бесценный, ресурс, требующий разумного обращения с ним. Прежде чем принять решение о выделении времени на какую-либо конкретную деятельность, руководитель оценит, так ли уж она полезна. Та, которая не обещает весомых результатов, сразу же отвергается.
  2. Они совершенствуют умение делегировать свои полномочия. Перераспределение полномочий представляет собой процесс передачи задач от одного лица к другому. С передачей своей ответственности за выполнение задачи, полномочий и возможностей по ее решению высвобождается время на более ценную деятельность.
  1. Они планируют использование времени. Составляется расписание действий, готовится та или иная форма сетевого плана так, чтобы обеспечить выбор рационального решения.
  2. Их подход к решению проблем основан на оценке его эффективности. При возникновении трудностей и моменты, когда необходимо найти решение, руководитель, эффективно использующий время, выберет такой метод, который приведет к эффективному решению проблемы.

ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ, СПОСОБНОГО/НЕСПОСОБНОГО УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ

Коротко говоря, от руководителей, способных управлять собой, можно ожидать наличия характеристик, перечисленных ниже в правой колонке. Те же, кто неспособен управлять собой, обладают чертами, перечисленные в левой колонке.

Неумение управлять собой

Умение управлять собой

Пренебрегает своим здоровьем

Поддерживает свое здоровье

Работает больше, чем положено

Ограничивает рабочее время

Живет разбрасываясь

Следит за равновесием между личной и деловой жизнью

Неспособен выделить себе время для отпуска

Планирует и устраивает себе перерывы для отдыха

Неэффективно организует свои путешествия

Разумно относится к своим поездкам

Сдерживает выражение чувств

Свободно выражает эмоции

Избегает самопознания

Стремится к самопознанию

Плохо использует время

Хорошо использует время

Старается управлять своими чувствами

Использует свои чувства

Не «ощущает» свою энергию

«Ощущает» свою энергию

Пренебрегает разумным общением с окружающими

Развивает разумное общение с окружающими

Не может смириться с неудачами

Смотрит на неудачи как не нечто в целом неизбежное и даже полезное.

Не слишком высоко оценивает себя

Обладает большим чувством собственного достоинства

Ищет всеобщего одобрения

Способен сносить неодобрение и даже нелюбовь к себе

Постоянно перенапрягается

Избегает стрессов

Берет на себя невыполнимые задачи

Принимает не каждый вызов

Часто чувствует себя слабым

Обычно чувствует себя полным сил

Принимает на себя излишние нагрузки

Берет на себя только те нагрузки, с которыми может справиться

Когда руководители более всего нуждаются
в способностях УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ

Более всего нуждаются в способности управлять собой руководители, которые: работают под постоянным давлением, имеют большую свободу действий в расходовании своего времени, принимают важные решения, не оглядываясь на других, и те, ко времени и ресурсам которых предъявляются порой противоречивые требования. Нужна способность управлять собой и тем руководителям, работа которых вынуждает их время от времени делать смелые публичные заявления или идти на непопулярные решения. Руководители особенно нуждаются в этой способности тогда, когда они вынуждены отправляться в путешествия, долго оставаться вне дома или тратить много времени на встречи и общение с новыми людьми. Работа такого рода легко может нанести ущерб семейной жизни и времени, выделяемому на отдых.


Оглавление   Предисловие авторов   Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5


© БНЭ 2001-2010. Наши партнеры: